Общие принципы программы развития детей


Общие принципы программы развития детей

Ведущей деятельностью детей является игра. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Игра на этом этапе становится символической по своему существу. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. Существенную роль играет продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже тогда, когда сам процесс его мало привлекает. Систематическая подготовка направлена на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.


Благодаря тому, что вся работа с детьми центра «Семь-Я» основана на игре ребенку всегда будет интересно у нас.


Программа «МАЛЮТКИ И МАЛЫШКИ» (от 9-ти месяцев до 2-х лет)

Период от 9. мес. до 2-х лет – важный этап в становлении личности вашего крохи. Ведь в эти месяцы он начинает активно взаимодействовать с окружающим миром. Малыш не только узнает много нового, он учится по-новому мыслить. От действий родителей в эту пору зависит многое, например то, как дальше будут складываться отношения между ними и их ребенком.

Ведущие линии развития - сенсорное, познавательное, речевое, моторное развитие - обогащается более сложным содержанием. Особую значимость приобретает социальное развитие. Малыш интенсивно входит в мир людей, начинает принимать и исполнять требования взрослых, демонстрируя более сознательное отношение к общепринятым законам человеческого бытия. Ребенок не только ситуативно реагирует на разрешение или запрет взрослого («можно», «нельзя»), но и выказывает свое отношение к поступкам и событиям. Например, «Зайка на улице ел снег - заболел. Этого делать нельзя». Или «Грязные руки надо вымыть», «Надо сказать: «до свидания» (помахать ручкой тому, кто уходит) и т.п. Так складываются первые знания, умения, навыки. К ребенку приходит понимание слова «надо», он начинает действовать по логике человеческого поступка. Поведение малыша к двум годам начинает быть управляемым с помощью слов взрослого. Ребенок руководствуется не боязнью рассердить маму или папу, а пониманием того, что они говорят и поступают правильно (не правы, а именно, правильно) и нужно делать, как они. Так к ребенку приходит послушание взрослому, которое должно строиться не на страхе перед родителями, а на исключительном доверии к ним и, разумеется, любви. Малыш начинает испытывать большую радость, если его похвалят мама, папа или бабушка.

Наиболее успешное становление ребенку 1-2 лет обеспечивают специальные развивающие занятия с помощью которых педагог-психолог стимулирует познавательную, двигательную и речевую активность малыша, используя адекватные возрасту формы и методы обучения.


Цель занятий
- освоение детьми разнообразного мира предметов и действий с ними, развитие мотивации ребенка интереса к речи, желании самостоятельного выбора правильных решений.


Задачи:

  1. развитие мелкой моторики;
  2. развитие общей двигательной активности, координации движений;
  3. расширение ориентировки в окружающем, обогащение словарного запаса;
  4. совершенствование познавательных процессов ребенка (восприятие, память, мышление, внимание);
  5. развитие потребности в речевом общении, а также умения выразить словами свои мысли и желания, отвечать на вопросы взрослого;
  6. сенсорное развитие ребенка (формирование представлений об окружающем мире через разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения);
  7. ранняя, «мягкая» социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми;
  8. развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;
  9. развитие желания к самостоятельной деятельности.

Используемые методики и материалы:

  • развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста:
  • методики Монтессори (сенсорное развитие);
  • методики О. В. Дыбиной (рукотворный мир):
  • методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой (развитие речи)


Конечный результат развивающих занятий детей 0,9-2 лет:

  • знакомство с величины (большой, маленький), цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник);
  • знакомство с приемами работы с различными предметами: разбирать и собирать двух-трех составные матрешки, пирамидки, складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать простые постройки из кубиков и др.;
  • знакомство с названиями домашних и диких животных и их детенышей, учиться узнавать их по звукоподражанию, с названиями окружающих нас предметов;
  • умение говорить слова и простые предложения, отвечать на вопросы взрослых;
  • умение играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и умение ими пользоваться;
  • знакомство с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки;
  • во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага, тесто) и приемами их использования.

Программа «УМНИЧКИ» (от 2-х лет до 3-х лет)

Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг, сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек, который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества. Правда, эти умения приходят к малышу не сразу. Ребенок развивается поступательно, в каждом возрастном периоде завоевывая все новые и новые высоты.

Было бы ошибкой считать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Кажется, что такие потребности должны быть у взрослого человека, но ведь речь идет о малыше?! В том-то и дело, что эти высокие потребности делают человека человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на 3-м году имеет свои неповторимые особенности. Родителям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и возможным огорчениям третьего года жизни их малютки.

При помощи занятий в нашем центре вам удастся избежать кризисной ситуации, характерной для детей 3-го года. По крайней мере, можно значительно смягчить возникающий кризис общения взрослых с ребенком. В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых более усложненных видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Цель занятия- развитие социокультурных ценностей, значимости: культуры человеческого мышления, общения, развитой речью. удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной, развитие интеллекта и способностей ребенка.


Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие, совершенствование познавательных процессов ребенка (восприятие, память, мышление, внимание);
  • развитие мелкой моторики, двигательной активности, координации движений;
  • развитие речи: расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой стороны речи;
  • ранняя, «мягкая» социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми;
  • развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;
  • развитие у детей способности к произвольному регулированию своей деятельности и поведения в целом.


Используемые методики и материалы:

  • развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста:
  • методики Монтессори (сенсорное развитие);
  • методики О. В. Дыбиной (рукотворный мир):
  • методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой (развитие речи)


В результате развивающих занятий дети от 2-х до 3-х лет:

  • познакомятся с понятиями величины (большой, маленький), цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник);
  • научатся приемам работы с различными предметами: складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать постройки из кубиков и др.;
  • познакомятся с названиями домашних и диких животных и их детенышей, научатся узнавать их по звукоподражанию, фруктов, овощей с названиями окружающих нас предметов;
  • научатся выполнять простые артикуляционные упражнения;
  • познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки, познакомятся с названиями пальцев;
  • во время творческой деятельности дети познакомятся с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, бумага, тесто) приемами их использования, а так же познакомятся с нетрадиционными художественными техниками.
  • научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, соотносить слова и движения, познакомятся с музыкальными игрушками и научатся ими пользоваться;
  • овладеют элементарными математическими понятиями.


Программа «ВСЕЗНАЙКИ» (от 3-х лет до 4-х лет)

В возрасте от 3-х до 4-х лет дети переходят из младенчества в детство. Они имеют богатую фантазию, могут самостоятельно играть, иногда они боятся чего-то нового. Все детки этого возраста очень разные и развиваются с разной скоростью. В этом возрасте малыш учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла, начинает сравнивать себя с другими людьми. Они развиваются очень быстро, они наблюдают за миром, делают собственные выводы о том или ином явлении, и задача взрослых правильно выбрать направление их познания – программа, разработанная центром «Семь-Я» для детей от 3-х до 4-х лет, поможет родителям в этом.

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, поэтому важно чтоб игра была организована правильно.

Программа "Всезнайка" основана на создании благоприятных условий для игровой деятельности ребенка, для общего психического, интеллектуального и личностного развития ребенка.


Цель занятий
создание условий игры, с помощью которойребенок раскрывает такие возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни.


Задачи:

  1. развитие интереса к различным видам игр;
  2. развитие мелкой моторики, общей двигательной активности, координации движений, элементарная подготовка руки к письму;
  3. развитие мышления (простейшие анализ, синтез, сравнение, исключение лишнего, причинно-следственные связи, временные представления);
  4. расширение ориентировки в окружающем, обогащение словарного запаса;
  5. развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
  6. формирование умения грамматически верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, развитие интереса к звукам и буквам родного языка;
  7. сенсорное развитие ребенка (формирование представлений об окружающем мире через разнообразные тактильные, зрительные, слуховые ощущения);
  8. "мягкая" социализация, развитие навыков общения с детьми и взрослыми, эмоциональное развитие (распознавание эмоций, управление своим состоянием и др.);
  9. развитие творческого потенциала ребенка, знакомство с приемами работы с различными материалами;
  10. развитие элементарных математических представлений.

Используемые методики и материалы:

  • развивающие игрушки, предназначенные для данного возраста;
  • методики Монтессори (сенсорное развитие);
  • методики Е. Даниловой (создание развивающих игр своими руками);
  • методики Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой (развитие речи) и М.Ю Картушиной (логоритмика);
  • логические блоки Дьенеша и методика Е.Н. Пановой. Никитина (развитие интеллекта, пространственных отношений);
  • "Математические ступеньки" Е.В. Колесникова;
  • методики М.Г. Борисенко, Н. А. Лукиной (комплексные занятия по сказкам).


В результате развивающих занятий дети от 3-х до 4-х лет:

  • закрепляют понятие величины (большой, маленький) длины, цвета и формы предметов (круг, квадрат, треугольник, призма и прочее);
  • овладевают приемам работы с различными предметами: складывать разрезные картинки, играть со вкладышами, с мозаикой, сооружать постройки придерживаясь определенной тематики и др.;
  • познакомятся с названиями домашних и диких животных и их детенышей, местом их проживания, расширят знания названий фруктов, овощей, познакомятся с временами года, понятием семья, члены семьи;
  • познакомятся с пальчиковыми играми, во время которых дети узнают новые стишки и потешки, закрепят названия пальцев;
  • во время творческой деятельности дети закрепят навыки работы с различным материалом (карандаши, краски, пластилин, ножницы, бумага, тесто) приемами их использования, а так же познакомятся с нетрадиционными художественными техниками.
  • научатся играть в подвижные коллективные игры под музыку, Овладеют элементарными математическими понятиями.


Программа занятий трех групп разработана на следующих основах:

Первое - игровое обучение детей. Почти весь процесс, обучения ребенка выстраивается в игре. Занятия по данной программе - это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений.


Второе - личностно-ориентированный стиль общения с ребенком
. Педагога - психолог в процессе игры, при выборе сложности заданий учитывает индивидуальные особенности каждого, уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. На занятиях мы имеем возможность в игровой форме выявить индивидуальные способности, интересы каждого ребенка.


Третье -
Все игры и занятия вводятся от простого к сложному, а потом к очень сложному". Сначала все задания выполняются вместе педагогом, а потом самостоятельно. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в "зоне ближайшего развития".


Четвертое – позитивность
(эмоциональный комфорт и доверие). Дети 3-4 лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Поэтому, педагог разными способами поддерживает заинтересованность участников занятия, стремится вызвать у них положительные эмоции.


Пятое -
один из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий, является практическая направленность и активность. Психологами доказано, что усваивается ребенком только то знание, которое активно добывается в процессе интересной для него активной умственной и двигательной деятельности и которое можно применять в обычной жизни. Для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!


Шестое
творческое развитие детей. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитии творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.


Седьмое
- интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 - 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п. С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др.


Восьмое -
приоритет продуктивным видам детской деятельности. Эти виды способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.


Девятое -
педагог выступает в качестве помошника, но не руководителя и надзерателя, развиваем стремление ребенка самостоятельно решать возникающие сложности и вопросы, прибегая к помощи друга-помошника.


Комплексное занятие включает в себя разные виды деятельности:

  • пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук, развитие речи и наглядно-действенного мышления.
  • Привлечение кукольного театра, для поддержания выбранной темы в течении всего занятия
  • развивающие игры на внимание, память, мышление, тактильные, слуховые и зрительные ощущения, на формирование представлений об окружающем мире, на формирование понятий о форме, цвете, величине.
  • освоение элементарных математических знаний
  • рисование, лепка, аппликация, которые способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики, а также формирует у детей представление о свойствах материала (карандаши, краски, пластилин, тесто, бумага, клей) и знакомит с элементарными приемами их использования.
  • эксперементирование
  • пение песенок и музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, знакомство с простейшими музыкальными инструментами, игра на них.
  • физкультурные упражнения и подвижные игры, направленные на развитие координации движений, чувства ритма, умения соотносить собственные действия с инструкцией взрослого. Коллективные игры способствуют развитию ранней социализации детей через эмоциональное и физическое общение со сверстниками и взрослыми.
  • слушание и рассказывание сказок, потешек, что учит внимательное слушать взрослого, активизирует речь ребенка.


Структура занятий

Каждое занятие в группе раннего развития детей состоит из 3 блоков, для каждого блока предусмотрена отдельная, специально оборудованная, комната:

  1. занятие с педагогом и мама, либо другим представителем ребенка, который также включен в процесс обучения. За каждым занятием закреплена определенная тематика (например – животные, или овощи) (ребенок вводится в игровую ситуацию, беседу, сказку, дидактические, моторные игры) творчество (лепка, рисование, аппликация) так же основана на теме занятия.
  2. работа в комнате развития ребенка с мамой, либо другим его представителем, активная помощь педагога в правильном использовании развивающих игрушек, дидактических игр и др.
  3. игровая комната – ребенок находится под присмотром родителей, педагога, которые способствуют развитию самостоятельности в игре, развитию коммуникативных навыков.
 


© 2011–2012 Детский Центр Раннего Развития «СемьЯ» :: Разработка - DC admin :: Продвижение сайта - Бизнес Онлайн